Одинокий «Жаворонок» на сцене МХТ.

 Легенда об Орлеанской деве одна из самых загадочных и в то же время самых трагичных в мировой истории. В период средневековья, в разгар столетней войны, после того, как англичанам удалось захватить Париж и оставалось приложить совсем немного усилий, чтобы окончательно подчинить Францию, на помощь к разрушающийся империи в лице юной девственницы Жанны, казалось, пришел сам Бог. Можно только удивляться тому, как молодой девушке удалось добраться до короля Карла VII и убедить его доверить ей возглавить войско. Тем не менее, с этого момента началось освобождение Франции от захвата англичан. Осада с Орлеана была снята, множество городов сдалось практически без боя. Жанна привела законного наследника престола в Реймс на коронацию, после которой ее роль в божественном замысле была сыграна. Пройдет чуть менее года, и Жанна будет схвачена бургундцами, затем продана англичанам и перевезена для суда в Руан. Судебный процесс возглавил епископ Пьер Кошон. Девушку обвинили в ереси и сожгли на костре. После смерти Жанны д`Арк в 1455-56 гг. состоялся пересмотр дела, в ходе которого все обвинения были сняты, а в 1920 году Жанна была признана католической церковью святой.

Удивительной истории Жанны д`Арк посвящены произведения таких известных драматургов как Уильям Шекспир (первая часть в пьесе «Генрих VI»), Фридрих Шиллер («Орлеанская дева»), Бернард Шоу («Святая Иоанна»), Бертольд Брехт («Святая Иоанна скотобоен»), а также одна из лучших пьес Жана Ануя «Жаворонок», поставленная недавно на Новой сцене МХТ им. Чехова.

Спектакль «Жаворонок» - это режиссерский дебют Евгении Беркович, которой, под художественным руководством Кирилла  Серебренникова, удалось максимально точно воплотить идею автора пьесы, применив при этом современные театральные достижения. Следуя замыслу драматурга, режиссер использует в оформлении простые декорации, что позволяет максимально отстранить разыгрываемые события от конкретной исторической эпохи. Благодаря этому, пьеса пор Жанну д`Арк становится пьесой про одинокого неординарного человека, загнанного в ловушку  политических и религиозных игр.

Действие начинается с подготовки  реквизита к спектаклю: актеры разбирают костюмы; выносят на сцену четыре красных барных стула; на стол кладут папки с надписью «Дело». Небольшую игровую площадку покрывает белоснежный киноэкран, который является одновременно ее полом и задником. С ним контрастируют фигуры Жанны и судей. Судьи одеты в черные деловые костюмы, Жанна – в спортивные штаны и кофту. Линии декораций строго и четко очерчены. На их фоне Жанна кажется маленьким хрупким птенцом, выпавшим из гнезда. Над сценой висит ЖК панель, где периодически транслируются видео обращения к публике. Наверху расположена красная бегущая строка, на которой появляется место действия того или иного сюжета, а также желаемая реакция зала. Подобные комментарии («Тишина», «Аплодисменты») используются в различных телевизионных шоу. Таким образом, зрители становятся участниками спектакля. Третьим лицом, под названием «народ». Его роль безмолвно наблюдать за происходящим, давая, согласно указаниям, нужные реакции. Формат пьесы идеально подходит для постановки на малой сцене, где требуется минимум декораций и небольшое количество исполнителей. 

Спектакль разбит на части, каждая из которых «выхватывает» сцены из жизни Жанны. Разыгрываемые воспоминания отделены друг от друга молниями-вспышками, создавая ощущение, что мы просматриваем фотоальбом с ожившими фотографиями. Небольшие фрагменты судьбы девушки переплетаются со сценами суда, во время которого защита и обвинение комментируют только что показанные сюжеты. Смена места действия создает контраст между живой, искренней историей Жанны и ее холодной оценкой извне. На стороне обвинения – Фискал, Варвик и, затем, инквизитор, на стороне защиты – Кошон и брат Ладвеню.

Первая сцена из жизни Жанны, показанная в спектакле, происходит в доме ее родителей. Девушка поздно возвращается домой, объясняя это тем, что с ней говорил Архангел Михаил. Конечно, отец не верит дочери и задает ей изрядную трепку. Жанна в смятении: неужели  Господь хочет, чтобы вопреки воле родителей она убежала из дома? Это первое тяжелое решение, которое ей необходимо принять. В дальнейшем Жанне, ради того, чтобы исполнить свое предназначение, неоднократно предстоит столкнуться с пренебрежительно-снисходительным отношением, вынести унижения и пересилить страх.

Жанна д`Арк уверена в том, что именно Господь повелел ей переодеться в мужское платье и возглавить французское войско. Но в чем заключается божественная справедливость, если юная девушка стала  лишь орудием в Его руках? То, что Жанна действовала не от лица Бога, а от лица своей гордыни, служа тем самым дьяволу, становится основным аргументом стороны обвинения. Однако в действительности, кто отдавал Жанне приказы судей не интересует. Основная их задача – это подавить ее волю, сломить характер, лишить свободы, перекрасить жаворонка и втиснуть его в клетку с воробьями. А затем навсегда стереть память о ней. Этого добивается и инквизитор, который обвил Жанну в излишней любви к людям, ибо, по его мнению, кто любит человека не любит Бога.

На судебном процессе, показанном в спектакле, Жанна остается одна, искушаемая священниками и епископами, трактовавшими все ее поступки с религиозной жестокостью, холодностью и рассудительностью. В этот момент ей предстоит самостоятельно принять самое сложное и в тоже время самое отважное решение: сделать выбор между жизнью и смертью. Несмотря на старания судей, хрупкая крестьянская девушка не только находит в себе силы взять ответственность за судьбу Франции, но и с достоинством принять наказание за свою смелость, оказавшись сильнее и своего короля и своих палачей.

Важным действующим лицом в спектакле является епископ Кошон. Он стремится защитить Жанну, но не потому, что верит в ее невиновность. А потому, что не хочет брать на себя еще один тяжкий грех – убийство юной девушки. Интересно, что в трактовке Евгении Беркович роль епископа Кошона исполняет женщина – Полина Медведева. И это не случайно, ведь Кошон самый опасный искуситель. Он умеет правильно подбирать слова, ища путь к сердцу Жанны. Если предположить, что согласно божественной воле жизнь Орлеанской девственницы должна была закончиться мученической смертью, то Кошон, уговаривая Жанну отречься, выполняет роль змея-искусителя. В какой-то момент ему даже удается получить согласие Жанны на отречение. Ведь, как любой человек, девушка боится смерти. Но отречься от совершенного, значило бы отречься от Бога. Поэтому, после минутной слабости,  Жанна д`Арк идет на костер и навсегда остается в памяти людей чистой девой, служившей Богу.

Финал постановки показался мне недостаточно ясным и четким. В последней сцене Жанна выходит в свадебном платье, в черных гольфах и больших черных туфлях, на голове ее одета фата. Она похожа на маленькую одинокую девочку, примеряющую мамины наряды. Полотно, закрывающее задник сцены падает и появляется проекция, показывающая закулисные съемки. Невинный ребенок теряется на фоне людей, которым до нее нет никого дела. Интересно, что в конце пьесы Ж. Ануя (в постановке этого нет) костер разбирают, а вместо него воздвигают алтарь: «Настоящий конец истории Жанны, - это история не о бедах затравленного в Руане зверька, а история жаворонка в поднебесье, это Жанна в Реймсе, во всей славе ее. Настоящий конец истории Жанны – счастливый».

В спектакле много хороших актерских работ, которые заслуживают внимания. Жанну д`Арк играет Мария Поезжаева. В ее исполнении героиня – это нежная, хрупкая и в то же время смелая и упорная девушка. С виду кроткая, она обладает твердым характером, решительностью и непреклонной волей. Образ получился очень интересный и самобытный. В контрасте с безразличием судей, кажется, что Жанна умеет чувствовать особенно глубоко и сильно.

Также хочется отметить исполнителя роли короля – Сергея Медведева. Актеру удается создать неоднозначный портрет Карла. Он демонстрирует нам внутреннее преображение персонажа, от никчемного затравленного приживалы на троне до законного наследника престола. При первой встрече, когда Жанна приходит в замок, чтобы получить разрешение возглавить войско, мы видим на сцене сутулого, истеричного, трусливого, слабого и инфантильного юношу, правая рука которого изуродована параличом. Он боится своего народа и одновременно презирает его.  В конце же Карл проявляется в образе самоуверенного и жесткого правителя, не нуждающегося в помощи высших сил.

Интересен и образ пошлого, разнузданного капитана Бодрикура, созданный Ростиславом Лавреньтевым. Актер играет чиновника, привыкшего подписывать бумаги, сидя в кабинете, но не умеющего принимать решения. Бодрикур знает, что не очень умен, но так как в его руках сосредоточен кусочек власти, он компенсирует это самоуверенностью и силой. За определенную плату, он может оказать кое-какие услуги, не требующие, однако, серьезных действий. Среди судей выделяется исполнитель роли Варвика – Артур Бесчастный. Этот холодный, расчетливый и прагматичный англичанин во всем преследует свои интересы, а еще он умеет убеждать и знает, что «править людьми - это значит заставить глупцов поверить, будто они сами додумались до того, что мы велим им думать».

Мать Жанны и королеву Иоланту играет Наталья Мерц, а ее отца и фаворита французского короля Латремуйя – Антон Васильев. Роль Фискала в спектакле исполнил Павел Ващилин, которому удалось добавить к образу иронические и юмористические нотки. Брата Ладвеню и Лаира сыграл Иван Фоминов, инквизитора – Илья Ромашко. Их исполнение кажется мне  удачным и точным.

Режиссерский дебют Евгении Беркович в МХТ под руководством Кирилла Серебренникова оказался весьма успешным. Правильно подобранный состав исполнителей, современные костюмы и декорации, интересные режиссерские находки, верная интерпретация авторского текста без пошлости и грубости, делают постановку выразительной и злободневной. Спектакль «Жаворонок» в МХТ заслуживает внимание всех любителей театра.

Бесплатный конструктор сайтовuCoz