Танцы золотого тельца на московской сцене.
Финалом театрального сезона 2011/2012 стали предпремьерные показы спектакля «Зойкина квартира» в постановке Кирилла Серебренникова. Пьеса М. Булгакова «Зойкина квартира» - одно из самых острых и смелых произведений советского периода. Автор определил его жанр, как «трагическая буффонада». Но «Зойкина квартира», в первую очередь, политический памфлет. Образы взяточников, воров и проходимцев, настолько самобытны и универсальны, что гармонично вписываются в картину современного дня. Впрочем, в истории общества существуют периоды, когда подобные спектакли звучат особенно остро и актуально. Это дни смуты и смятения, периоды кризиса или смены политической системы, когда общество теряет доверие к власти и начинает пожирать само себя. Именно такие периоды обнажают внутренние уродства нечистоплотных людей, которые имеют возможность действовать без всякого контроля или осуждения. Пьеса «Зойкина квартира» была написана в один из таких периодов – 1925 год, вновь актуально она прозвучала во время перестройки. Сегодня театр опять обращается к этому произведению, предоставляя зрителям возможность оценить насколько низко может упасть человек, потерявший опору.
Спектакль «Зойкина квартира» логичнее было бы назвать мюзиклом. Зрителю надо приготовиться к тому, что на протяжении всего действия будет звучать музыка. Песни и танцы занимают не менее половины 3х часового представления. Именно поэтому на роль Зои Денисовны Пельц была приглашена актриса Лика Рулла, известная своими работами в московских мюзиклах. В данном формате постановки, где хорошие вокальные данные играют решающую роль, исполнение Лики Рулла рыжеволосой обольстительной и хитрой хозяйки стал одним из самых удачных. Выбирая музыкальное оформление, режиссер Кирилл Серебрянников останавливается на музыке берлинского кабаре 1920-1930-х годов. Иными словами, на музыке, написанной в Германии накануне наступления фашизма. Невольно возникают ассоциации с произведением известного классика «Пир во время чумы». Наркотики, проститутки, грязные деньги и все это на фоне безудержного веселья. Но думать, что спектакль мрачный или пессимистичный – не верно. Выше сказанные ассоциации появляются только если сопоставить прочитанное в программке с происходящим на сцене. А вот не распознать кабаре просто невозможно. Внутри спектакля, в комнатах Зои Денисовны, выстраивается импровизированное Мулен Руж с драматическими номерами, гостями, красивыми платьями и, конечно, проститутками.
Спектакль превращается в настоящее яркое, зрелищное шоу с большим красным драконом, видео проекциями и гимнастическими трюками. На фоне всего этого самое главное ускользает, теряется. Наиболее точным мне показалось начало спектакля. Прелюдией к основному сюжету, дающей оценку всему происходящему являются куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст»: «На земле весь род людской чтит один кумир священный, он царит над всей вселенной, тот кумир - телец златой. В умилении сердечном прославляя истукан, люди разных каст и стран пляшут в круге бесконечном, окружая пьедестал, окружая пьедестал. Сатана там правит бал, там правит бал… » В это время из декораций на сцене только белая стена, на которой мелькают черные тени, круги, треугольники. Эти черные блики, словно стая ворон, мечутся в вихре безудержного танца до тех пор, пока не заполняют все вокруг. И тут, в свете белого прожектора появляется хозяйка квартиры – Зоя. Такое эффектное появление, вероятно, характерно для ведущего актера кабаре, для главного участника шоу. Надо отметить, что в спектакле намешано несколько направлений и жанров – это и авангард, ассоциации с которым возникают при появлении геометрических фигур; и клоунада, фарс, о котором мы вспоминаем при виде актеров, расхаживающих с большими черными шарами на голове или девушек со шляпками в виде пятиконечных звезд; и натурализм, отраженный на импровизированном широком экране - стене, когда можно крупным планом рассмотреть, что происходит за закрытыми дверями комнат, а именно «картину» голой Манюшки или то, как Павел Федорович, закусив жгут, пережимает им вены в предвкушении приема очередной дозы …
Двери Зойкиной квартиры скрывают многое… Под видом ателье по пошиву одежды работает бордель, кроме того в квартире живет китаец Херувим, основная сфера деятельности которого – торговля наркотиками. Все это прикрывают высокопоставленные чиновники до тех пор, пока в квартире не происходит убийство коммерческого директора треста тугоплавких металлов Гусь-Ремонтного. После чего Зоя вынуждена попрощаться как со своей квартирой, так и с мечтами о Париже. Кстати, именно мечты о Париже, как о неком рае, идеале, добавляют спектаклю чеховские нотки. Ведь ради того, чтобы иметь возможность эмигрировать в Париж Зоя открывает злачное заведение, ради этого работать к ней идет и Алла Владимировна. Мечтами о Париже заканчивается первый акт, когда работники «кабаре» оказываются не в борделе, а на берегу моря прячась под зонтиками от солнечных лучей.
Обитатели Зойкиной квартиры весьма разнообразны. Простоватая горничная Манюшка в исполнении Ольги Добриной. Актриса играет раскованную, бойкую и хитрую деревенскую девушку, слишком гротескно изображая ее заурядность. Несмотря на показную скромность, Манюшка весьма развратная девица, которая также работает в притоне. Одна из самых неудачных сцен с ее участием приходится на конец второго акта, а именно на эстрадный номер. Отрывок с песней, где девушка не попадает ни в одну ноту, только поначалу кажется забавным, а потом доставляет дискомфорт. В квартире также прописан интеллигент-наркоман, любовник Зои – Павел Федорович Обольянинов. В исполнении Федора Лаврова мы видим глубоко несчастного, опустившегося интеллигента. Он, как и все, мечтает уехать во Францию, но вынужден играть вечерами на рояле, развлекая гостей, и принимать от них чаевые. Неожиданно образ получился почти трагический, грустный. К нему близок образ старой квартиры – действующее лицо, которое вводит в спектакль режиссер. Квартиру играет Татьяна Кузнецова, она на протяжении всего спектакля остается на сцене и, хотя у актрисы практически нет слов, ее существование в пространстве очень органично. С образами квартиры и Павла Федоровича связан старый рояль как последний отголосок интеллигентности и интеллигенции. Один из самых ярких персонажей в спектакле – Александр Тарасович Аметистов в исполнении Михаила Трухина. Аметистов –скользкий тип, забулдыга, жулик и шулер, а, по совместительству, администратор заведения в Зойкиной квартире. Интересна его самая первая встреча с Зоей, когда герой предстает сначала в образе бомжа с Курского вокзала, а затем, раздеваясь, остается в милицейских штанах и футболке с портретом Путина. Вот уж действительно, таким людям как он везде хорошо… Актеру Михаилу Трухину удалось передать все особенности поведения и характерные черты человека, умеющего приспосабливаться и извлекать выгоду из любой ситуации. Однако самый опасный обитатель квартиры - торговец наркотиками из Китая – Херувим. Под маской одного из близких к Богу ангелов, скрывается хитрый демон, приносящий в дом Зои Денисовны наркотики и смерть. Актер Евгений Сангаджиев играет, все-таки, не жителя далекой Поднебесной, а приехавшего в Москву на заработки гражданина Таджикистана, причем играет очень убедительно. Херувим является не только поставщиком наркотиков, он работает в «кабаре» оператором, осветителем и мастером по эффектам (в его задачи входим пускать дым), иными словами, создает условия для выступлений девушек- «модельщиц» из «кабаре» - Аллы Владимировны, Лизаньки, Мымры, мадам Ивановой. Каждая из этих барышень по-своему уникальна. Алла Владимировна в исполнении Светланы Мамрешевой обладает очень приятным голосом, Мымра – в редакции Светланы Колпаковой удивляет замечательной растяжкой, что вызывает восторг зрительного зала, а холодная мадам Иванова в исполнении Ольги Ворониной отличается яркой индивидуальностью и отличными музыкальными данными, что делает ее образ одним из самых запоминающихся. Наконец, покрывает бордель высокопоставленное должностное лицо - Борис Семенович Гусь-Ремонтный в исполнении Алексея Кравченко. Ему ателье обязано своим существованием. Неспособный к глубоким чувствам, этот человек воздвиг памятник самому себе, ибо он имеет самое ценное в обществе потребления – деньги. За деньги он привык покупать все возможные блага, лесть, преклонение и любовь. Актер Алексей Кравченко добавил к образу юмористические нотки, сделав его узнаваемым и в тоже время утрированным.
Во втором акте одна из лучших сцен – первая. В квартире Зои, серди пьяных людей, поцелуев, между уединившимися парочками мечется поэт. Попав в Садом он не перестает предлагать всем свои стихи, до которых, конечно, никому нет никакого дела. Пространство украшается черными шарами, благодаря чему комната становится похожа на ночной клуб. Некоторые из персонажей, как, например, Манюшка, одеты по цирковому. Что-то нелепое, неестественное и страшное есть во всем происходящем. Создается мрачная, гнетущая, тягостная атмосфера, как перед грозой. Это последние часы квартиры со старыми хозяевами…
У постановки в настоящей редакции два финала. Первый – финал одинокой покинутой квартиры, и второй – торжество героев спектакля. После того, как заканчивается действие и рушатся стены Зойкиной квартиры, персонажи пьесы вновь выходят на сцену, чтобы оправдать существование порока, безнравственности, подлости, лицемерия и греха. «…Мы живем на этом свете тоже. Бог так решил, а значит так и есть» - поют актеры. Но все-таки каждый человек должен чувствовать личную ответственность за происходящее и поэтому, заканчивать на том, что такое существование правильно, мне кажется не совсем верным. Неслучайно в спектакле звучит стихотворение Шарля Бодлера: «Мой Демон - близ меня, - повсюду, ночью, днем, неосязаемый, как воздух, недоступный… И, повод отыскав, вливает грубо в рот мне зелье мерзкое, напиток Зла ужасный...»
Выбранный для постановки жанр «кабаре», спектакля в спектакле, оказался весьма спорной режиссерской находкой. Наркотики, проституция и коррупция, перекрываясь музыкальными номерами, уходят на второй план. Поэтому созданный в Зойкиной квартире островок разврата не вызывает отторжения. Если режиссер не ставил задачу показать трагичность подобных общественных явлений, то постановку можно назвать успешной. Смотрится она легко и, можно сказать, весело. «Сделана» качественно, с использованием эффектных театральных приемов, Лика Рулла замечательно поет, играет живой оркестр, актеры исполняют роли на высоком уровне.Весьма вероятно спектакль будет иметь коммерческий успех и понравится большой аудитории зрителей.