Александр Шилов “Неугасимая лампада”.
При взгляде на картину возникает ощущение драматизма – тревоги и беспокойства. За счет чего складывается такое впечатление?
Натюрморт построен на контрасте цветовых отношений - насыщенный красный и глубокий зеленый цвета создают напряженную атмосферу. Способствует этому чувству и то, что изображенный на барельефе лик Спасителя отвернут от нас почти в профиль. Почему он отвернулся? Он не принимает пришедшего к нему? Все дано человеку: открытая Библия – читай, крест – верь, молитвослов – молись! А ты все это не берешь.
Возникает ощущение, что Христос не хочет видеть, что происходит с нами или со всем миром. Он, словно в отчаянии, говорит: “ Я – СВЕТ, а вы не видите Меня. Я – ПУТЬ, а вы не следуете за Мной. Я - ИСТИНА, а вы не верите Мне…”
Перед барельефом Спасителя лежит открытая Библия и закрытая церковная книга с лупой на ней, наперсный крест, снятый с груди ушедшего священника… Когда последний раз читалась эта книга? Кажется, будто ее давно оставили здесь. Мотив тоски и ненужности усиливается изображением свежих цветов и горящей лампады. Кто-то приходит, подливает в нее масло, меняет воду цветам, но так и не успевает разобрать книги… Так, внешние, механические действия подменяют внутренний смысл существования.
Внизу красная драпировка стекает, как кровь – олицетворение принесенной Христом жертвы. Но если люди забыли, ради чего она принесена, не была ли жертва напрасной? Хотя в православии не принято изображать физические страдания Христа, художник символически передает его мучения, напоминая своей картиной о главных и вечных истинах, которые даны были Богом. Задумается ли зритель или, отвернувшись от картины, в суете повседневной жизни забудет о своей душе?
Все предметы детально прописаны, мастерски передана фактура.
Кажется, что горящий в лампаде огонь выступает из картины, и видно как колышется пламя. Символическое значение лампады перед иконой – вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму и неверие.
Немного снимают ощущение драматизма нежные розовые цветы, вносящие светлый акцент в цветовой строй картины. Как символ вечной жизни и никогда не угасающей надежды.