Рецензия на пьесу. СЭМЮЭЛЬ БЕККЕТ «В ожидании Годо».

 Представьте время своей жизни в пространстве бесконечности.

Какой геометрической фигурой вы бы изобразили время?

Круг? Квадрат? Треугольник? Или просто прямая линия?

А свою жизнь? Каким цветом?

Черным? Белым? Серебряным? Или серым?

Будет ли она у вас однотонной?

А бесконечность?

Будет это для вас море? Небо голубое с плавно текущими облаками, спокойное ночное пространство? Или пустырь с деревом, одиноко стоящим посередине?

Неподвижна ли она для Вас?

Движение не может не иметь цели, а, если цель существует, то существует и конец движения (оно должно остановиться, когда цель будет достигнута), но… бесконечность, по определению, не может иметь конца…

А разве может не иметь конца то, что не замкнуто?

Значит, если движение и возможно, то только по кругу.

Но если пространство замкнуто, то каким образом располагается в нем время? Есть ли оно вообще? Если есть, то вероятно, будучи замкнутым в пространстве, оно замкнуто и в самом себе…

И жизнь, естественно, в замкнутом пространством времени тоже приобретает форму круга. День сменяет ночь, лето – зиму, отдых – работу, жизнь – смерть, и так далее, до бесконечности.

Дорога, по которой изо дня в день уходят Эстрагон и Владимир, была кем-то специально придумана для того, чтобы они не могли вырваться за пределы круга своей судьбы. Она всякий раз приводит их к одному единственному дереву, под которым их ЗАВТРА, а, может, уже и сегодня будет ждать Годо.  В мире Эстрагона и Владимира нет ни сколько-нибудь определенного места жизни, ни понятия о том, сколько дней уже прошло в ожидании.

Что время все-таки движется, говорят только изменения дерева. Но движение это не ведет к каким-либо существенным изменениям, а, значит, теряет смысл …

Люди в этом пустом, холодном и чужом пространстве кажутся нелепыми точками, совершенно одинокими и ненужными. Они предоставлены самим себе и своему вечному ожиданию. День мешается с ночью, и изменение времени суток напоминает только об одном – необходимости идти на встречу с Годо. Может на этот раз Он все-таки появится? 

Их судьба – вечное ожидание… Их судьба – это дерево, и этот круг, который  ограничивает их жизнь неизменными повторениями… Кроме дерева и дороги нет ничего. Эта давящая пустота, в которой человек чувствует себя обреченно ничтожным. Но, все-таки, они уже привыкли к такой жизни… Потому что там, дальше, возможно, нет совсем ничего, даже дерева. А здесь сегодня должен появится Годо. А если уйти, а Он придет именно сегодня?

Эстрагон. Диди!

Владимир. Да. 

Эстрагон. Я больше не могу. 

Владимир. Это так говорится. 

Эстрагон. А что, если нам расстаться? Может быть, будет лучше? 

Владимир. Мы завтра повесимся. (Пауза.) Если только Годо не придет.

Эстрагон. А если он придет?

Владимир. Тогда мы спасены.

Эстрагон. Так, значит, идем?

Эстрагон и Владимир – обречены на вечность  вместе. Они ненавидят друг друга, это дерево, эту дорогу и этот вечно повторяющийся ход событий, но они друзья… И им приходится смиряться с тем, что их раздражает. Тем более если вокруг нет ни одного живого существа. А они хорошо знают друг друга… Столько времени вместе они уже ждут Годо!

А кто такой, собственно, этот Годо?

Был ли Он всегда? Есть ли в данную секунду?

Существует? Существовал или только будет существовать?

Стоит ли Он над вечностью?

Способен ли разорвать замкнутый круг?

Каждый день Эстрагона и Владимира – начинается и заканчивается надеждой на его появление.

 Представьте время своей жизни в пространстве бесконечности…

Время жизни Эстрагона и  Владимира в пространстве бесконечности – это вечное движение по кругу, не допускающее хоть сколько-нибудь разнообразия, по серой дороге под скучным серым или черным небом, среди бескрайнего пустыря к одиноко стоящему дереву. Движение медленное – за день можно успеть подготовиться к встрече с Годо, тем более, что больше никаких дел нет. Остается только ждать.

  «Проселочная дорога. Дерево. Вечер… Все повторяется сначала…»

 

Бесплатный конструктор сайтовuCoz