Рецензия на пьесу. СЭМЮЭЛЬ БЕККЕТ «В ожидании Годо».
Представьте время своей жизни в пространстве бесконечности.
Какой геометрической фигурой вы бы изобразили время?
Круг? Квадрат? Треугольник? Или просто прямая линия?
А свою жизнь? Каким цветом?
Черным? Белым? Серебряным? Или серым?
Будет ли она у вас однотонной?
А бесконечность?
Будет это для вас море? Небо голубое с плавно текущими облаками, спокойное ночное пространство? Или пустырь с деревом, одиноко стоящим посередине?
Неподвижна ли она для Вас?
Движение не может не иметь цели, а, если цель существует, то существует и конец движения (оно должно остановиться, когда цель будет достигнута), но… бесконечность, по определению, не может иметь конца…
А разве может не иметь конца то, что не замкнуто?
Значит, если движение и возможно, то только по кругу.
Но если пространство замкнуто, то каким образом располагается в нем время? Есть ли оно вообще? Если есть, то вероятно, будучи замкнутым в пространстве, оно замкнуто и в самом себе…
И жизнь, естественно, в замкнутом пространством времени тоже приобретает форму круга. День сменяет ночь, лето – зиму, отдых – работу, жизнь – смерть, и так далее, до бесконечности.
Дорога, по которой изо дня в день уходят Эстрагон и Владимир, была кем-то специально придумана для того, чтобы они не могли вырваться за пределы круга своей судьбы. Она всякий раз приводит их к одному единственному дереву, под которым их ЗАВТРА, а, может, уже и сегодня будет ждать Годо. В мире Эстрагона и Владимира нет ни сколько-нибудь определенного места жизни, ни понятия о том, сколько дней уже прошло в ожидании.
Что время все-таки движется, говорят только изменения дерева. Но движение это не ведет к каким-либо существенным изменениям, а, значит, теряет смысл …
Люди в этом пустом, холодном и чужом пространстве кажутся нелепыми точками, совершенно одинокими и ненужными. Они предоставлены самим себе и своему вечному ожиданию. День мешается с ночью, и изменение времени суток напоминает только об одном – необходимости идти на встречу с Годо. Может на этот раз Он все-таки появится?
Их судьба – вечное ожидание… Их судьба – это дерево, и этот круг, который ограничивает их жизнь неизменными повторениями… Кроме дерева и дороги нет ничего. Эта давящая пустота, в которой человек чувствует себя обреченно ничтожным. Но, все-таки, они уже привыкли к такой жизни… Потому что там, дальше, возможно, нет совсем ничего, даже дерева. А здесь сегодня должен появится Годо. А если уйти, а Он придет именно сегодня?
Эстрагон. Диди!
Владимир. Да.
Эстрагон. Я больше не могу.
Владимир. Это так говорится.
Эстрагон. А что, если нам расстаться? Может быть, будет лучше?
Владимир. Мы завтра повесимся. (Пауза.) Если только Годо не придет.
Эстрагон. А если он придет?
Владимир. Тогда мы спасены.
Эстрагон. Так, значит, идем?
Эстрагон и Владимир – обречены на вечность вместе. Они ненавидят друг друга, это дерево, эту дорогу и этот вечно повторяющийся ход событий, но они друзья… И им приходится смиряться с тем, что их раздражает. Тем более если вокруг нет ни одного живого существа. А они хорошо знают друг друга… Столько времени вместе они уже ждут Годо!
А кто такой, собственно, этот Годо?
Был ли Он всегда? Есть ли в данную секунду?
Существует? Существовал или только будет существовать?
Стоит ли Он над вечностью?
Способен ли разорвать замкнутый круг?
Каждый день Эстрагона и Владимира – начинается и заканчивается надеждой на его появление.
Представьте время своей жизни в пространстве бесконечности…
Время жизни Эстрагона и Владимира в пространстве бесконечности – это вечное движение по кругу, не допускающее хоть сколько-нибудь разнообразия, по серой дороге под скучным серым или черным небом, среди бескрайнего пустыря к одиноко стоящему дереву. Движение медленное – за день можно успеть подготовиться к встрече с Годо, тем более, что больше никаких дел нет. Остается только ждать.
«Проселочная дорога. Дерево. Вечер… Все повторяется сначала…»